Психопатологические синдромы
Каждой болезни присущ собственный круг синдромов:
-
циркулярному психозу — депрессивное и маниакальное состояния, в ряде случаев невротические расстройства (обсессии, деперсонализация, дереализация, сенестопатии, ипохондрия);
-
шизофрении, помимо аффективных и невротических синдромов, — паранойяльный, галлюциноз, галлюцинаторно-параноидный (синдром Кандинского-Клерамбо), парафренный, кататонический, онейроидный;
-
инфекционным и интоксикационным психозам, кроме перечисленных, — синдромы помрачения сознания, корсаковский синдром;
-
эпилепсии, помимо всех упомянутых, — судорожные синдромы и дисмнестические расстройства;
-
грубо-органическим — все названные выше, а также парциальное и тотальное слабоумие, психический маразм.
Однако каждый конкретный случай не обязательно включает в себя все перечисленные синдромы. Прогрессивный паралич, например, у одних больных вначале проявляется астенией, а в дальнейшем только деменцией, у других — астенией, маниакальным синдромом, фантастическим бредом и деменцией, у третьих — развитием синдрома Кандинского-Клерамбо или кататонией, особенно после маляриотерапии. Такое же разнообразие проявлений обнаруживают и все другие болезни, но каждая только в определенном диапазоне. Шизофрении несвойственны судорожные припадки. Дисмнезия и другие расстройства также лежат за синдромальными границами шизофрении.
Психопатологические синдромы, взятые вне болезни — всего лишь абстрагированные понятия. Это типовые, обусловленные внутренними особенностями строения и функции головного мозга формы расстройства психической деятельности.
У постели больного врач обнаруживает только нозологически реализованные синдромы — не вообще «астению», но астению неврастеническую, артериосклеротическую, шизофреническую и т. д., не просто «слабоумие», а слабоумие эпилептическое, старческое, паралитическое и др. Доскональное знание клиники синдромов позволяет понять все особенности психического расстройства у конкретного больного и тем самым распознать не только болезнь, но и ее индивидуальные проявления.
Болезни тоже представляют собой обобщенные понятия («нет болезней, а есть больные»). Общее воплощает в себе все богатство особенного, индивидуального, отдельного. Без знания типовых общих проявлений болезни, общих закономерностей (стереотипа) ее развития, т. е. статики и динамики, невозможно распознавание болезни у отдельного больного и обнаружения всех ее особенностей.
Существование болезненного процесса (nosos) следует отличать от наличия патологического состояния (pathos). Повторная сенсибилизация животного к какому-либо белку, доведение чувствительности к нему до высшей степени еще не вызывают болезни, а создают лишь готовность к ней в виде новых реактивных способностей (pathos). При вызывании у того же животного феномена местной или общей анафилаксии возникшие механизмы реализуются, создавая уже nosos, болезнь (И. В. Давыдовский).
Nosos -болезненный процесс, динамическое, текущее образование.
Pathos — патологическое состояние, стойкие изменения, результат патологических процессов или порок, отклонение в развитии.
Диагноз, включающий индивидуальные особенности проявления и течения болезни или ее последствий, представляет собой завершающий этап диагностики. Он обязателен и для назначения всех видов терапии, ухода, условий содержания больного и мер социальной реадаптации. Болезнь у каждого больного всегда протекает атипично, т. е. с теми или иными отклонениями от усредненного, абстрагированного типового ее описания. Шаблонный подход к диагностике, лечению и социальной реадаптации если и не приносит явного вреда больному, то и не обеспечивает максимально возможного успеха.