Диагноз узнавания и диагноз методический. Прогноз
Принято выделять два вида диагноза болезни: один обозначается как диагноз узнавания и относится к низшему, примитивному; другой — методический, полный, диагноз (В. X. Василенко).
Диагноз узнавания обычно ставят с привлечением памяти. Врач, видя больного, вспоминает подобные случаи из своего прошлого опыта, из учебников, статей, монографий. В таком диагнозе отсутствует элемент исследования и велика роль интуиции.
Диагноз методический базируется на изучении всех характерных проявлений болезни и отклонений от типичной картины, особенностей течения, предшествующих заболеванию изменений. Для такого диагноза необходимо знать развитие больного, условия его жизни, наследственность. Это исследовательский диагноз. С этого этапа происходит дальнейшее углубленное раскрытие сущности болезни: по мере познания особенностей состояния и течения заболевания диагноз становится полным и, наконец, сливается с прогнозом. Состояние больного в каждый данный момент — продукт предшествующего, в том числе инициального, скрытого, развития болезни и вместе с тем зачаток ее дальнейшего течения, определяющего прогноз.