Экспериментально-психологические исследования (выявление психологических характеристик измененной психической деятельности)
Психологический эксперимент применяется для решения дифференциально-диагностических задач и как способ выявления собственно психологических характеристик измененной психической деятельности при разных психических болезнях и состояниях. В этих целях используются специальные, более сложные экспериментально-психологические методы, применение которых относится к компетенции патопсихологов, требует специальной квалификации и опыта экспериментальной работы и основывается на результатах предварительных клинико-лабораторных корреляционных исследований. В ходе таких исследований получают характеристики психической деятельности, имеющие то или иное дифференциально-диагностическое значение.
В психиатрических клиниках разных стран используют множество методических приемов. Одним из основных и наиболее плодотворных путей, по которому успешно следует отечественная патопсихология, является экспериментальное изучение измененной структуры психических процессов (мыслительных, перцептивных, речевых, мнестических, эмоциональных и др.) при разных видах патологии мозга. Этот подход характеризуется следующими основными принципами.
Во-первых, экспериментальные исследования (и соответствующие им методики) не универсальны, а «прицельны», направлены на анализ определенных видов патологии психики. Например, метод «формирования искусственных понятий», предложенный и примененный в психиатрии в связи с гипотезой о нарушении понятийного мышления при шизофрении (Л. С. Выготский), используется для выявления особенностей этой стороны мыслительной деятельности при разных психических поражениях мозга. Метод «классификации предметов», созданный и использованный К. Гольдштейном для изучения «категориальности» психической деятельности, широко применяется для анализа нарушений абстракции и обобщения при разных видах патологии (олигофрения, эпилепсия, травматические и сосудистые поражения мозга, шизофрения).
Во-вторых, экспериментальные методики строятся по принципу моделирования определенных (воспроизводимых и контролируемых) ситуаций, требующих от больного какой-либо деятельности, в которой и проявляются интересующие экспериментатора нарушения психики. Например, деятельность при обследовании методом исключения предметов («четвертый лишний») связана со способностью к выделению существенных признаков, отвлечению, обобщению.
Еще одним принципом служит анализ экспериментальных данных, органически связанный с отмеченными выше особенностями методических приемов. Заключение экспериментатора основывается не только и не столько на конечном результате деятельности больного, сколько на качестве выполнения им экспериментального задания. Существенна не выраженность той или иной «функции», свойства психики, а организация деятельности, отличие структуры психических процессов больного от нормы.
Экспериментальное обследование больного не стандартизировано, комплекс методик подбирают индивидуально, в соответствии с конкретной дифференциально-диагностической задачей, состоянием больного в момент обследования, уровнем его образования и возрастом.
Результаты исследований позволяют использовать определенные характеристики измененной структуры психической деятельности в качестве дополнительных дифференциально-диагностических данных. При шизофрении, например, констатируется «искажение» процесса обобщения в отличие от заболеваний органического генеза (травмы, церебральный атеросклероз и т.д.), когда на первый план выступает снижение уровня обобщений. Эта патология мыслительной деятельности больных шизофренией заключается в «разноплановости», многоаспектности мышления, когда равнозначно актуализируются и используются как существенные, практически значимые, так и случайные, малозначимые, свойства и характеристики объектов. Это может сочетаться с сохранностью операционной стороны мыслительной деятельности и запаса знаний, формальнологической правильностью суждений.
Проявления патологии интеллектуальной деятельности больных шизофренией не зависят от сложности предъявляемых экспериментальных заданий. Наиболее отчетливо данная патология проявляется при использовании методик с «глухой» инструкцией, дающей больному возможность самостоятельного подхода к решению экспериментальной задачи. У больных эпилепсией на первый план выступает снижение способности к обобщению, абстрагированию, выделению существенного наряду со склонностью к детализации, застреванию на несущественных обстоятельствах и трудностью переключения мыслительной деятельности. Эти особенности мышления больных эпилепсией сочетаются, как правило, с сужением и трудностью распределения (переключения) внимания. Ухудшение памяти проявляется в снижении способности как к удержанию нового материала, так и к воспроизведению актуализации прежних знаний. Отмечается общее замедление темпа интеллектуальной деятельности.
- Эпидемиологические исследования
- Эпидемиологические исследования (условия проведения)
- Эпидемиологические исследования (современные методы обследования больных)
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности (группы учета)
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности (шифровка диагноза психических расстройств по МКБ-9)
- Патологоанатомические исследования (эндогенно-органические заболевания: эпилепсия и сенильная деменция)
- Патологоанатомические исследования (эндогенно-органические заболевания: пресенильная деменция и болезнь Пика)
- Патологоанатомические исследования (экзогенно-органические заболевания)
- Патологоанатомические исследования (энцефалиты)