Экспериментально-психологические исследования (методики обнаружения снижения темпа психической деятельности)
Для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности применяются следующие методики.
Корректурная проба: больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста буквы К и Р. Быстрое выполнение задания с ущербом для точности наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, чрезвычайно медленное — при депрессии. Заметно медленнее и хуже здоровых справляются с заданием больные с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга. Сказывается и отношение обследуемого к заданию (при активной заинтересованности результат может быть вдвое лучше), а также утомление.
Метод отыскивания чисел (таблицы Шульте): цифры от 1 до 25 в таблицах приведены вразброс. Больному предлагают указкой показать их и называть вслух по порядку. Медленный темп характерен для больных атеросклерозом головного мозга в связи с периодическим торможением их психической деятельности. Равномерный замедленный темп наблюдается при эпилепсии.
Счет по Крепелину: элементарная арифметическая задача — складывание чисел «столбиком». Темп и точность выполнения отражают утомляемость, врабатываемость, отношение обследуемого к заданию.
Отсчитывание: последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100 (93, 86, 79, 72 и т» д.). Таким путем исследуются навыки счета, устойчивость внимания, затрудненность интеллектуальных процессов.
Для выявления расстройств памяти используют заучивание слов (или цифр), пересказ несложных сюжетов, опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.
Для выявления своеобразия мышления больных шизофренией (вычурность, резонерство, соскальзывание, несобранность и др.), конкретности и поверхностности суждения олигофренов, неопределенности суждений больных с сосудистыми и иными органическими поражениями мозга применяются методы:
- раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений;
- сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и ошибка»);
- метод пиктограмм (по А. Р. Лурия).
Последний заключается в том, что больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10-16 слов.
Таким образом исследуют и память, но главное — особенности ассоциирования.
Все перечисленные и многие иные методы направлены на выявление интеллектуальных, речевых, перцептивных, мнестических расстройств, а возможности экспериментально-психологического обнаружения изменений личности (эмоционально-волевых, характерологических и других свойств) более ограничены.
Экспериментально-психологические методы исследования используются не всегда, а лишь в определенных клинических ситуациях, чаще при стертых, благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, в некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими процессуальными симптомами. Иногда экспериментально-психологические методы привлекают для подкрепления результатов, полученных при психопатологическом исследовании.
- Эпидемиологические исследования
- Эпидемиологические исследования (условия проведения)
- Эпидемиологические исследования (современные методы обследования больных)
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности (группы учета)
- Вопросы учета заболеваемости и болезненности (шифровка диагноза психических расстройств по МКБ-9)
- Патологоанатомические исследования (эндогенно-органические заболевания: эпилепсия и сенильная деменция)
- Патологоанатомические исследования (эндогенно-органические заболевания: пресенильная деменция и болезнь Пика)
- Патологоанатомические исследования (экзогенно-органические заболевания)
- Патологоанатомические исследования (энцефалиты)