Предел дыхания – это минутная легочная вентиляция при усиленном дыхании. В возрасте 4 – 6 лет он колеблется от 1900 до 3300 мл (в среднем 2900 мл), в 9 – 10-лет – от 3400 до 6000 мл (в среднем – 4000 мл) и в 11 – 13-лет – от 4800 до 7000 мл (в среднем 6500 мл).
Тип дыхания у детей находится в зависимости от возраста и пола. Новорожденный ребенок дышит при слабом участии грудной мускулатуры. В грудном возрасте дыхание грудобрюшное с преобладанием диафрагмального дыхания. В начале второго года оно становится комбинированным – диафрагмальное и грудное, причем в одних случаях преобладает первый тип дыхания, а в других – второй. В возрасте 3 – 4-лет грудное дыхание начинает преобладать над диафрагмальным. Разница в дыхании в зависимости от пола выявляется к 7 – 14-летнему возрасту. В допубертатный период и во время полового созревания дыхание у мальчиков – брюшное, а у девочек – грудное.
Для исследования функций дыхания пользуются рядом простых клинических и более сложных лабораторных методов. В раннем возрасте по понятным причинам применимы только обычные клинические методы, в том числе определение частоты дыхания и пульса в покое и при физической нагрузке, определение размеров грудной клетки и различные фазы дыхания, проба Генча (Hentsch) – задержка дыхания после глубокого вдоха. Нормальная задержка дыхания длится 32 – 48 секунд (у старших детей), а после физической нагрузки – 22 – 25 секунд (А. Б. Воловик). Функциональные пробы для исследования частоты дыхания и пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки (10 – 12 прыжков) считаются нормальными, если по истечении 3 – 5 минут частота дыхания и пульса вернутся к норме.
Следует отметить, что для результатов этих проб большое значение имеет тренировка. Более сложным лабораторным методом, требующим особой аппаратуры и применимым только у старших детей, поскольку необходимо активное участие самого ребенка, является спирометрия.
«Пневмонии в детском возрасте», В.Бачварова