Отсталость физического и умственного развития у новорожденного с очень низкой массой тела встречается в 10 — 20% случаев, при этом на церебральный паралич приходится 3 — 6%, умеренные и серьезные дефекты слуха и зрения — 1—4%, трудности в усвоении учебного материала — 20 %. Средний общий коэффициент умственного развития у них составляет 90 — 97; у 76% детей успеваемость в школе остается в пределах нормы.
Внутриутробная гипотрофия и низкая масса тела при рождении чаще встречаются у детей, родившихся от матерей, находящихся в тяжелых социально-экономических условиях. У доношенных детей с низкой массой тела при рождении по отношению к гестационному возрасту основные неврологические дефекты встречаются редко, хотя у них увеличивается частота минимальной мозговой дисфункции (повышенная моторная активность, низкая концентрация внимания, трудности восприятия учебного мате риала), изменений ЭЭГ и дефектов речи по сравнению с доношенными детьми, у которых масса тела при рождении соответствовала гестационному возрасту.
У недоношенных детей по сравнению с доношенными выше риск психических и поведенческих отклонений. Влияние на психологическое развитие ребенка таких факторов, как изоляция, нарушенное становление контакта с родителями, нервозность и чрезмерная опека со стороны родителей, пока не изучено.
Эти неблагоприятные последствия могут быть уменьшены при сокращении сроков госпитализации недоношенных детей и поощрении частых визитов и участия родителей в уходе за ними.
«Болезни плода и новорожденного», проф. И.М. Воронцов