Принципы генетического консультирования
Первым условием генетического консультирования является уверенность в том, что поставленный диагноз правильный. Например, врач должен отдифференцировать изолированное незаращение губы и неба (мультифакториальное наследование) от незаращения губы и неба с губными ямками (аутосомно-доминантный тип наследования), прогрессирующую мышечную дистрофию Дюшенна (Х-сцепленный рецессивный тип наследования) от мышечной дистрофии Беккера (Х-сцепленный рецессивный тип наследования), значительно менее тяжелого заболевания, перинатальный тип младенческого поликистозного заболевания почек (аутосомно-рецессивный тип наследования) от односторонней мультикистозной почки (ненаследственное заболевание).
После установления диагноза в процессе генетического консультирования следует:
1 — решить, должны ли присутствовать при беседе оба родителя (подросткам необходимо предоставлять возможность для отдельной беседы);
2 — обсудить медицинские последствия дефекта; если это имеет отношение к делу, необходимо объяснить возможную вариабельность проявлений и течения заболевания и исходы, которые можно ожидать в будущем;
3 — проанализировать генетический анамнез каждого из родителей и выявить нераспознанный генетический риск;
4 — проанализировать интерпретации членов семьи или предоставленные другим лицом;
5 — описать консультируемым генетические основы заболевания, используя наглядные пособия (картины, демонстрирующие фенотип или другие признаки заболевания, изображения хромосом, диаграммы типов наследования);
6 — объяснить риск развития генетического заболевания в терминах, понятных семье;
7 — очертить круг возможного выбора решения: иметь детей, принимая во внимание возможный риск, не иметь детей, усыновить ребенка, если это возможно, провести искусственное обсеменение (это решение особенно уместно при всех случаях аутосомно-рецессивных заболеваний и серьезных аутосомно-доминантных заболеваний со стороны отца), отметить, возможно ли провести пренатальную диагностику;
8 — предложить консультируемым итог проведенного обсуждения, и, если возможно, встретиться с ними еще раз для того, чтобы помочь решить, как лучше всего поступить в данном случае;
9 — поддерживать контакт с семьями, проконсультированными ранее, для ознакомления их с информацией, которая может быть полезна, например с новыми методами выявления носительства у родителей или пренатальной диагностики.
«Болезни плода и новорожденного», проф. И.М. Воронцов
- Врожденные пороки развития
- Врожденные пороки развития (Этиология)
- Механизмы, лежащие в основе развития пороков
- Врожденные пороки развития (Клиническая оценка)
- Генетическое консультирование
- Поздний диагноз
- Биохимические изменения
- Выявление женщин-носителей
- Хромосомные транслокации
- Пренатальная диагностика