Порядок проведения обследования (III,IV,V,VI)
III. Переворот ребенка со спины на живот и обследование в положении на животе. Пассивный переворот ребенка со спины на живот производят с помощью шейного и поворотного рефлексов. При осмотре ребенка, лежащего на животе, фиксируют положение головы, тела и конечностей. Делают эскиз положения тела ребенка (скрининг). Затем определяют спонтанную и пассивную подвижность ребенка, при определении пассивной подвижности обращают внимание на объем движений, растяжимость и резистентность мышц, возврат к исходному состоянию, степень пассивности. Потом выявляют и провоцированную активность с по мощью тактильных, фазических (рефлекс пяточного сухожилия, медиоплантарный рефлекс, клонус стопы) и экстероцептивных рефлексов (люмбальный, интерскапулярный, вертебральный).
IV. В положении виса. Горизонтальный вис (пронационный): произвести эскиз по скринингу, вызвать рефлекс поворота в висе (ротация вдоль длинной оси); вертикальный вис (держать ребенка за подмышки) и косой вис: вызвать рефлекс бокового положения (ротация вокруг переднезадней оси), провести ротационный тест, исследовать рефлекс подъема и падения (лифт-рефлекс), рефлекс положения; вис за обе кисти, вис за обе ноги головой вниз, вис на одной ноге головой вниз, вис на гомолатеральных конечностях: вызвать рефлекс Переса.
V. При осмотре ребенка, находящегося в вертикаль ном положении, исследуют рефлекс опоры и механизм ходьбы.
VI. Исследуются неприятные и пугающие ребенка рефлексы, которые в значительной мере меняют его состояние. К ним относятся рефлекс ослепления, акустико-фациальный, тонические асимметричные шейные рефлексы, рвотный рефлекс, рефлекс убегания, рефлекс Моро. При всех обследованиях нужно укладывать головку ребенка в срединное положение, чтобы предотвратить влияние тонических шейных рефлексов на топографию мышечного тонуса.
«Практическая неонатология», В.Мидлил, Й.Воцел