Порядок проведения обследования (I,II)
Обследование проводят в пяти основных положениях ребенка, причем всегда вначале производят осмотр, потом пальпацию, аускультацию, перкуссию и, наконец, исследуют экстероцептивные реакции и производят некоторые манипуляции, беспокоящие ребенка. Подробное описание неврологического обследования не приводится в связи с ограничением объема книги.
I. При осмотре ребенка, находящегося в положении на спине, определяют величину и форму его головы, пропорциональность его тела, пороки и дефекты развития, цвет и степень гиперемии кожи, дыхание, поведение, сознание, голос, крик. Кроме того, обращают внимание на положение тела ребенка, положение отдельных частей его, асимметрию, патологическое положение (следует сделать эскиз).
Подвижность ребенка бывает спонтанной (голова, тело, конечности), патологической, пассивной (голова, тело, конечности): объем, способность к разгибанию, резистентность, возврат к исходному положению, степень пассивности, спровоцированной: тактильные, фазические и экстероцептивные рефлексы.
II. При осмотре ребенка, находящегося в положении сидя, нужно вначале его пассивно посадить (потянуть за руки) и сделать эскиз движения (скрининг). Затем вы являют пассивную подвижность ребенка, обращая особое внимание на растяжимость и ригидность мышц шеи и верхней конечности. И наконец, устанавливают провоцируемую подвижность (медленные движения ягодиц).
«Практическая неонатология», В.Мидлил, Й.Воцел