Сужение сосудов может быть даже вредным, так как увеличивает нагрузку на миокард. На ранних стадиях септического шока, когда миокард находится в нормальном состоянии и не происходит потеря жидкости, повышается проницаемость стенок периферических сосудов; это состояние часто называют горячим шоком из-за увеличения минутного объема сердца без уменьшения проницаемости стенок сосудов.
Следующая стадия шока характеризуется нарушением микроциркуляции и кровообращения в органах. Кровообращение поддерживается в основном в мозге и сердце за счет почек, желудочно-кишечного тракта, печени и кожи. При ишемии может развиться гипоксия, ацидоз и нарушение целостности клеток. Накапливаются молочная кислота и прочие продукты метаболизма поврежденных тканей. Позднее на этой стадии прекапиллярные кровеносные сосуды не могут больше находиться в суженном состоянии и находящаяся в них плазма выходит в межтканевое пространство.
Возможно, что при эндотоксическом шоке полисахаридный компонент эндотоксина (липидно-полисахаридно-белковая молекула обнаружена в наружном слое бактериальной оболочки) активирует систему комплемента, что приводит к агрегации лейкоцитов и тромбоцитов, высвобождению сосудоактивных аминов, в том числе гистамина, серотонина и кининов.
Вторично, при уменьшении периферического артериального сопротивления и увеличении венозного тонуса при постоянном объеме крови, находящейся в венозных емкостных сосудах, снижается АД. В капиллярном русле также несколько увеличивается артериовенозное шунтирование, так что капиллярное кровоснабжение многих тканей уменьшается как эффективный объем циркулирующей крови. При шоке к повреждению особенно чувствительны легочные капилляры, что обусловливает пропотевание жидкости, электролитов и белка в интерстициальную ткань и альвеолы.
Затем развиваются вентиляционно-перфузионные нарушения, которые еще больше утяжеляют шок, усиливая гипоксию, снижая эластичность легких, увеличивается работа, затрачиваемая на дыхание. Этот синдром был назван шоковым легким или синдромом дыхательного истощения взрослых.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов