Часто, помимо основной жалобы, затрагиваются другие проблемы. Их следует отмечать для последующего обследования (целенаправленный подход). Во время рассказа или при обсуждении определенных пунктов анамнеза характер взаимоотношений родитель — ребенок и родитель — родитель (мать — отец), а также слезливость у ребенка, покраснение лица, чувство смущения, обгрызание ногтей, изменение тона голоса, нервно-мышечное напряжение могут помочь наблюдательному врачу уловить важные детали.
Особое внимание следует обратить на то, чтобы позволить рассказывающему ответить до конца на каждый вопрос, прежде чем перейти к следующему. Несоблюдение этого правила подразумевает нетерпение или неуважение и создает у родите лей или ребенка впечатление, что в действительности спрашивающий не интересуется сказанным.
Важно также избегать наводящих вопросов, которые могут исказить данные анамнеза. Сочувственные замечания (например: «Все это действительно может утомлять вас время от времени») или косвенные вопросы (например: «Часто ли ваш муж вынужден работать по выходным дням?») часто полезнее, чем прямые или грубые нетактичные вопросы, связанные с уязвимыми сторонами жизни.
Родители могут скрывать информацию об интимных сторонах жизни (например, семейные взаимоотношения, сексуальные отношения и поведение) до тех пор, пока один визит или более не убедит их в заинтересованности и ответственности врача. В заключение многочисленных вопросов рекомендуется за дать такие, как: «Я хотел бы быть уверенным, что ответил на все Ваши вопросы; можете ли Вы мне теперь сказать, что Вы хотели или ожидали получить от этого визита?»
Иногда только этим способом врач выясняет, что у матери ребенка, страдающего гипотиреозом, основное беспокойство вызывают запоры, а не эндокринный статус; согласие на лечение ребенка с эндокринным заболеванием может быть получено только после того, как уменьшится чувство тревоги по поводу функции кишечника.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов