С точки зрения «внутренней оценки» изучение эффективности терапевтических и профилактических методов может быть представлено в виде простых сравнений.
Например, действие одного антибиотика можно сравнить с действием другого при воспалении среднего уха.
Для того чтобы результаты таких исследований были надежными, необходимо учитывать следующее:
- сравниваемые группы должны быть прежде всего сходными к началу исследования;
- за исключением исследуемых воздействий, все остальные лечебные мероприятия должны быть идентичными;
- лица исследуемой и контрольной групп должны наблюдаться с одинаковой интенсивностью и констатацией результатов.
Любое отклонение от этих рекомендаций не обходимо учитывать по его потенциальному влиянию на результаты исследований. При оценке таких сравнительных клинических исследований педиатр должен видеть, у кого из специалистов были больные, как их отбирали, как лечили и осматривали, должен использовать основные знания по педиатрии и здравый смысл.
Например, кортикостероидные гормоны, появившиеся в начале 50-х годов, казалось, были высокоэффективны при лечении ревматизма, так как при их использовании быстро исчезали явления артрита и снижалась температура тела.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов