Несчастные случаи и самоубийства (часть I) составляют около 2/3 всех случаев смерти детей в возрасте 1 года — 9 лет. Несмертельные повреждения, в том числе отравления, во многом определяют частоту остроначавшихся заболеваний, многие из которых приводят к инвалидизации ребенка.
Профилактика несчастных случаев вследствие многообразия их причин у детей затруднена. В последние годы разработаны три подхода к первичной профилактике несчастных случаев у детей.
Основным из них считается санитарно-просветительная работа (например, рекомендации по хранению вредных веществ и опасных предметов в домашних условиях в недоступных для детей местах, осторожному использованию приборов и механизмов, оберегать детей). Однако, к сожалению, далеко не всегда эта работа оказывается эффективной.
Другой подход предусматривает целенаправленные действия, изменяющие окружающую ребенка среду. Эти действия санкционируются в законодательном порядке или производятся добровольно и включают в себя использование на производстве и в быту невоспламеняющихся тканей, плотно закрывающихся коробок, красок с низким содержанием свинца, изготовление решеток для окон в жилых домах, детских кроваток, в которых перекладины находятся одна от другой на расстоянии, обеспечивающим безопасность для ребенка, и др.
Эти меры более эффективны, чем санитарно-просветительная работа. Третий подход заключается в том, что родителей в индивидуальном порядке обучают врачи-педиатры. Однако этот метод используется очень редко. При этом врач, инструктируя родителей, должен знать семейные факторы риска и наиболее типичные несчастные случаи, которым подвергаются дети разного возраста. Он должен убедить родителей снизить этот риск с помощью таких мер, как хранение опасных предметов в местах, недоступных ребенку, особенно начинающему ходить.
Особенно опасны в этом плане медицинские кабинеты, места хранения токсичных бытовых химикатов (растворители, полироли для мебели и др.), а также печи, спички, электрические провода и приборы, острые предметы (изделия из стекла и ножи). Вне дома для детей, начинающих ходить, опасность представляют автомобили и неогороженные водоемы.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов