Как уже отмечалось, пищевые привычки, формирующиеся в первые 2 года жизни, оказывают заметное влияние на появляющиеся в последующие годы. Нарушения питания у детей в возрасте 2 — 5 лет часто бывают следствием чрезмерной настойчивости и беспокойства родителей, когда поведение ребенка не соответствует определенным стандартам.
Негативная реакция ребенка естественна при стрессе во время еды и для его коррекции необходимо улучшение взаимоотношений родителей и ребенка. К другим факторам, нарушающим питание, относятся беспокойная обстановка во время еды, недостаточное количество времени для кормления, пища, которую не любят другие члены семьи, плохо приготовленная пища и непривлекательно сервированный стол.
Важное значение имеет и обеспечение удобного положения ребенка во время еды. Кроме того, в это время должны быть благоприятная обстановка, а предмет разговора интересен для всей семьи. Необходимо учитывать аппетит ребенка: если он ниже среднего, то не нужно заставлять его съедать больше того, что он может. Взрослые должны ясно представлять себе, что пищевые привычки лучше закрепляются примером, чем формальными объяснениями.
Питание в промежутках между основными приемами пищи
В течение второго года жизни и в течение нескольких последующих лет апельсиновый сок (другие соки и фрукты) вместе с крекером можно предлагать ребенку в промежутках между приемами пищи.
У детей более старшего возраста промежуточных кормлений следует избегать, если они снижают аппетит, перед очередным приемом пищи. Если промежуточное кормление после школы увеличивает активность и энергию ребенка и не снижает аппетит, то его необходимо поощрять. С этой целью особенно рекомендуются фрукты.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов