Роющий рефлекс один из первых, проявляющихся непосредственно в действии. Когда ребенок ощущает запах молока, он совершает головой круговые движения и пытается найти источник этого запаха.
Если его щека прикасается к мягкому объекту, ребенок поворачивает к нему голову и открывает рот, пытаясь захватить сосок. Это, очевидно, дает ключ к тому, как молоко должно быть дано ребенку. Прикосновение его щеки к груди матери вызывает роющие движения ртом, идущим к соску.
Благодаря роющему рефлексу ребенок захватывает ртом всю область ареолы; контакт соска с небом или задним язычком способствует акту сосания, а жировые подушечки щек помогают удерживать сосок в этом положении. Этот сосательный рефлекс представляет собой скорее процесс сжатия синусов ареолы, чем просто высасывания молока.
Сосательные движения ребенка вызывают поток афферентных импульсов, поступающих в гипоталамус матери, а затем в передний и задний гипофиз. Пролактин, вырабатывающийся в передней доле гипофиза, стимулирует секрецию молока кубоидальными клетками ацинусов или альвеол грудной железы.
Молоко, попадая в рот ребенка, вызывает у него глотательный рефлекс. Мать должна знать, что если ребенок не голоден, то он не будет искать сосок. Дети в течение первых нескольких дней жизни обычно сонливы и большинство из них сосут неактивно. Матери начинают особенно волноваться на 3-й день, когда отмечается некоторое уменьшение массы тела ребенка, а сам он не очень интересуется кормлением.
Женщину необходимо убедить в том, что большинство здоровых детей пробуждаются и начинают хорошо сосать на 4-й день.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов