Успешное вскармливание детей в возрасте первых двух лет жизни требует согласованных действий со стороны матери и ребенка, начиная с первых кормлений. Для обеспечения нормального вскармливания необходимо уделять значительное внимание эмоциональному благополучию матери и ребенка.
Время кормления должно быть удобным, для матери и ребенка. Самочувствие матери легко передается ребенку и в значительной мере определяет эмоциональную окраску кормления. Возбуждение, беспокойство, раздражительность, эмоциональная лабильность обусловливают трудности и во взаимоотношениях при кормлении матери и ребенка.
Эти трудности можно нивелировать соответствующей поддержкой со стороны более опытных родственников и друзей. Сразу после рождения ребенок вполне подготовлен к энтеральному питанию и при нормально выраженных активности, сосании и крике следует начинать его вскармливание. Это необходимо для поддержания метаболизма и роста ребенка в процессе перехода плода к внеутробной жизни, обеспечения формирования взаимосвязи матери и ребенка и с целью снижения риска развития гипогликемии, гиперкалиемии, гипербилирубинемии и азотемии.
Наиболее частой ошибкой является перекорм, нежели недостаточное кормление. Недостаточное поступление жидкости, особенно в теплое время года, может обусловить дегидратационную лихорадку. В большинстве случаев первое кормление можно начинать приблизительно через 6 ч после рождения ребенка.
Если общий или неврологический статус ребенка не позволяет начать вскармливание, то парентерально вводят жидкости. При необходимости оказания помощи матери или ребенку соблюдать правила в отношении начала грудного вскармливания в родильном доме не особенно важно.
Следует поддерживать желание матери начать кормление грудью в родильной комнате и продолжать его в виде свободного вскармливания.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов