Понятие неполноценности включает широкий диапазон нарушений, ограничивающих активность или развитие детей. Наиболее характерными признаками неполноценности являются задержка умственного развития, нарушения, ограничивающие их физическую активность, возможности сенсорного восприятия, обучения и создающие затруднения при общении; заметные физические уродства, когда для нормального функционирования требуются специальные устройства; хронические заболевания, требующие постоянного стационарного лечения и др.
Независимо от причины неполноценным ребенок вынужден жить в обществе, которое он воспринимает как нечто постороннее, отдельное, от него. Успешное лечение и ведение детей, страдающих хроническими заболеваниями и устойчивой неполноценностью, часто зависит от того уровня социальной, школьной и семейной адаптации, который может быть достигнут с помощью чисто технических или медицинских средств. Родители и семья несут полную ответственность за воспитание детей, в том числе и неполноценных.
Врач должен непосредственно помочь членам семьи осознать эту ответственность и предпринять необходимые меры, обеспечивающие оптимальное развитие молодого поколения.
Врачебная помощь
Независимо от причины неполноценным ребенок вынужден отсутствия опыта неприспособлены к лечению и ведению неполноценных детей. Помощь таким детям и их семьям требует больших затрат времени и иногда наталкивается на отсутствие понимания или даже негативное отношение.
Много времени приходится проводить в беседах с родителями, чьи эмоциональные реакции часто не соответствуют истинному положению вещей и состоянию ребенка. Врач, понимающий свою ответственность и работающий не для того, чтобы избежать жалоб, стремиться помочь неполноценному ребенку и членам его семьи сделать их жизнь более удобной.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов