Клиническое заключение при оценке взаимосвязи факторов высокого риска и неврологического статуса выдается детям более старшего возраста. При физическом обследовании некоторые признаки могут дать полезную информацию относительно этиологии нарушений. Важно определить у ребенка определенные признаки врожденных отклонений. Разные комбинации признаков образуют специфические синдромы. Некоторые из них вторичны по отношению к хромосомной патологии или тератогенным воздействиям, другие обусловлены невыясненными причинами. Часто бывает невозможно идентифицировать синдром,
Даже если выраженность отдельных симптомов ясно предполагает, что патология ЦНС может быть той же природы, что и внешне проявляемые отклонения от нормы. С другой стороны, любой из признаков может встретиться у совершенно здоровых Детей, хотя гораздо реже, чем у детей с задержкой умственного развития.
Окружность головы может иметь диагностическое значение только в том случае, если превышает два стандартных откло¬нения в ту или другую сторону от среднего значения или если окружность головы и рост явно непропорциональны, хотя оба признака находятся в пределах нормы.
Возможными признаками прогрессирующих дегенеративных заболеваний головного мозга или метаболических нарушений являются хореоретиниты, атрофия зрительного нерва, пигментная дегенерация сетчатки, катаракты, увеиты, поражения кожи (витилиго, гемангиомы, пигментные пятна, депигментация, невусы и аденомы сальных желез), органомегалия, аномалии половых органов, высоко или низкорослость, непропорциональность фигуры, необычный запах мочи и кожи, светлый цвет волос и др.
При обычном неврологическом обследовании следует оценить состояние структур центральной и периферической нервной системы, в том числе черепномозговых нервов, мышечной силы, тонуса и координации, сухожильных рефлексов и др. Исследование должно быть ориентировано на выявление слабовыраженных неврологических симптомов.
Проведение лабораторных исследований необходимо при: обследовании детей с задержкой умственного развития только» при клинических показаниях.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов