Другие проблемы развития (Отставание умственного развития)
Отставание умственного развития встречается при разной патологии известной и неизвестной этиологии. Часто бывает трудно точно определить степень выраженности его. Диагноз следует ставить только в том случае, если есть адекватные данные, иначе ярлык умственно отсталого может стать травмирующим фактором.
Возможность отставания умственного развития следует рассматривать у любого ребенка, если при стандартном психометрическом исследовании его умственных способностей получены результаты ниже 2 стандартных отклонений от среднего значения в данной возрастной группе. Коэффициент умственных способностей (IQ) представляет собой отношение «умственного» возраста к биологическому, умноженное на 100. Важно помнить, что почти у 3% детей в любой «нормальной» популяции результаты превышают 2 стандартных отклонения при любом тесте «умственных способностей».
Они дают обобщенную оценку некоторых функций мозга, в том числе слуховой памяти, зрительно-пространственной емкости, экспрессивной и рецептивной форм языка. Измеряемый IQ отражает усредненный показатель этих функций и не является показателем специфической силы или слабости.
Binet, разработавший первый тест на определение умственных способностей, не стремился представить его как способ измерения познавательных способностей, а предложил его в качестве инструмента, позволяющего в какой-то мере предсказать возможность освоения школьной программы. Коэффициент умственных способностей не отражает оптимальных способностей или умственного потенциала индивидуума.
Он в некотором смысле нечувствителен к действию культурных и других факторов внешней среды, препятствующих полному развитию потенциальных возможностей. Ограниченность применения IQ для диагностики задержки умственного развития привела к необходимости разработки специальных шкал, позволяющих оценить способность ребенка успешно приспособиться к окружающей среде и социальным сложностям. Например, адаптационные способности могут измеряться способностью ребенка к самообслуживанию, т. е. умению самостоятельно одеваться и есть по сравнению с другими детьми того же возраста.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Нарушения слуха, речи и языка
- Уровень задержки умственного развития и его последствия
- Помощь ребенку
- Типы нарушения слуха
- Отставание умственного развития (Диагностика и клиника)
- Помощь тяжелобольным детям
- Последствия потери слуха у детей
- Отставание умственного развития (Клиническое заключение)
- Смерть новорожденного
- Результаты проверки слуха