Потерю слуха следует иметь в виду в первую очередь и исключить как причину нарушений развития речи и языка. Врачу необходимо обращать внимание на разные признаки нарушения коммуникативной функции ребенка даже в тех случаях, если еще трудно ожидать от него истинной речи. Дети с выраженной или глубокой потерей слуха могут использовать «визуальные ключи» для связи с окружающим миром.
Отсутствие коммуникативного поведения в любом виде может предполагать серьезные проблемы восприятия звуков при явных или неявных поражениях рецептивных органов. Задержка умственного развития, по-видимому, представляет собой наиболее характерную причину отставания развития речи и языка.
При интенсивной стимуляции некоторые речевые задачи могут быть освоены даже детьми с выраженным отставанием умственного развития, однако при выраженной и глубокой задержке его развитие языка остается на низком уровне, в основном соответствующем уровню интеллекта.
Орофациальные дефекты могут стать причиной нарушений развития речи. Физиологические эффекты несращения небных костей или функционально неадекватный ларингофарингеальный механизм могут вызывать предсказуемые нарушения артикуляции и отклонения резонаторных функций полости рта. Ранние проводниковые нарушения слуха, характерные для детей с несращением небных костей, осложняют проблему обучения речи и развития языка.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов