В этих случаях могут быть очень полезны следующие предложения:
1. Необходимо подать пример (создать модель) свободной плавной речи, а не перебивать ребенка, говоря ему «Медленней», «Дыши глубже» и др.
2. В беседе с ребенком необходимо использовать по возможности разговорные обороты, если словарь его недостаточен для выражения его мыслей и ощущений.
3. Если ребенок возбужденно пытается сообщить какие-либо новости, необходимо набраться терпения и внимательно его выслушать.
4. Не следует предпринимать никаких мер у ребенка с отсутствием плавности речи в течение 3 мес. Если за этот период речь не нормализуется, следует отнестись к этому более серьезно.
Совершенствование произношения отдельных звуков обычно предшествует произношению слов. В возрасте 2 лет дети могут «проглатывать» звуки в конце слов. В возрасте 4 и даже, 5 лет могут встречаться трудности в произнесении сложных звуков. Возможные нарушения артикуляции следует рассматривать как происходящие в норме ошибки у ребенка вплоть до возраста 7 лет.
В норме ребенок в возрасте 4 лет уже представляет собой вполне компетентное лицо, понимающее сообщения на родном языке. В это время могут быть некоторые ошибки артикуляции и некоторое расширение грамматических правил, но речь достаточно правильна с соблюдением основных правил синтаксиса, фонологии и семантики.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов