В последнее 10-летие значительно расширилось применение комплексной методики тотальной коммуникации, при которой для обучения глухих детей используют усилительную аппаратуру и язык жестов. Эта методика требует участия родителей и членов всей семьи, которые также должны обучиться языку жестов.
Приверженцы этой методики утверждают, что такой подход более эффективен для развития глухого ребенка, создает более ровные отношения между ним и слышащими членами семьи и позволяет достичь почти нормального уровня освоения языка. В этом заключаются его преимущества перед другими методами, при которых используют исключительно оральные формы обучения.
В противовес этим заключениям некоторые специалисты считают, что глухие дети, обучающиеся по методике тотальной коммуникации, способны обучаться только с теми, кто знает язык жестов, и, следовательно, ограничены в социальных связях исключительно обществом глухих.
Имеющиеся в настоящее время данные свидетельствуют о том, что дети (и члены их семьи), обучающиеся по методике тотальной коммуникации, действительно, более приспособлены к общению друг с другом и, более того, с большей охотой пользуются звуковой речью, проявляют более высокий уровень абстрактных суждений и эмоционально более приспособлены к контактам как со слышащими, так и глухими по сравнению с обучающимися только по оральной методике или только по методике языка жестов.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов