Из препаратов, используемых для лечения детей со сниженной способностью к обучению и недостаточностью концентрации внимания, следует отметить стимуляторы ЦНС, транквилизаторы и противосудорожные. По поводу их эффективности существуют противоположные мнения. С одной стороны, этическая проблема «фармакологического контроля за поведением» детей, с другой стороны, удивительное улучшение состояния у некоторых из них.
Стимулирующие препараты получили широкое распространение и одобрение при лечении детей, страдающих нарушениями внимания, активности и дезорганизацией поведения. Однако точно оценить эффективность этих препаратов весьма сложно в связи с плацебоэффектом, гетерогенностью групп обследованных детей и различиями в схемах назначения препаратов.
Таким образом, нет точных данных относительно того, что эти препараты влияют специфически на способность к обучению и вниманию, но во многих случаях после лечения ими у детей снижались беспокойство и импульсивность, немодулированная активность и диссоциация сознания, но усиливались организация, целенаправленное поведение, избирательность внимания и рефлективность поведения.
Принять решение о применении стимулирующих средств может быть достаточно сложно. Их не следует назначать без квалифицированной оценки психопатологии и специфики дефектов обучения. Поспешное назначение этих препаратов может обусловить задержку выявления других более значимых отклонений и оказание необходимой помощи.
Даже среди детей, у которых неуспеваемость частично обусловлена невнимательностью и плохо контролируемой активностью и у которых стимулирующие препараты с большой вероятностью могут вызвать положительный эффект, находятся такие, у которых этот эффект отсутствует. Из стимулирующих препаратов наиболее распространены декстроамфетамин (декседрин), меридил (риталин) и пимолин (цилерт).
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов