1. Детальное ознакомление с записями в медицинской карте ребенка, в том числе включающими в себя данные о течении беременности и перинатального периода, ранних проявлениях темперамента, раннем развитии (двигательные, языковые и социальные функции), семейной обстановке, особенно о событиях, обусловливающих дисфункции развития. Следует попытаться оценить характер поощрений и лишений, а также провести ретроспективный анализ взаимоотношений детей и родителей. Большинство из этих данных можно получить от учителей и родителей с помощью стандартизованных анкет или в процессе беседы.
2. Четкая оценка существующей ситуации. Для этой цели можно воспользоваться балльной оценкой активности ребенка и «силы» его внимания, получаемой на основании тестов Соnners Scales, Werry Scales, ANSER System. Дополнительную информацию можно получить из оценки учителем успеваемости ребенка, внимательности, активности и других форм поведения.
3. Оценка окружающей обстановки в школе и дома. Структура, условия жизни семьи должны быть прослежены по возможности глубоко с точки зрения активности ребенка, поддержки, которую он получает от окружающих, и отношений с учениками, учителями, членами семьи и соседями. Следует учесть любую экстраординарную помощь, которую получает ребенок.
4. Оценка психологического состояния. Родители и ребенок должны быть обследованы психиатром по отдельности. Следует оценить чувство собственного достоинства ребенка, его личностные характеристики, эффективность, настроение, общительность или органичность. Могут быть полезными описания семьи, полученные от ребенка.
5. Полное физическое обследование. Необходимо подробно исследовать функции зрения и слуха, а также провести традиционное неврологическое обследование, хотя оно позволяет выявить только «грубую» патологию. Следует обратить внимание на данные, свидетельствующие о задержке созревания и роста, плохой памяти и заболеваний, которые могут влиять на процессы внимания и обучения, например аллергия, синусит или хроническое воспаление среднего уха.
6. Скринирующее исследование неврологического созревания. При этом могут быть выявлены задержка неврологического созревания или специфические отклонения, отмечавшиеся ранее. Главная роль в этом исследовании отводится психоневрологу, специализирующемуся на проблемах обучения.
7. Психологическое состояние, включающее в себя оценку умственного развития языка, памяти или зрительно-пространственного восприятия.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов