Акалькулия, или неспособность производить математические вычисления, довольно широко распространена, но недостаточно изучена. Неуспеваемость по математике может быть результатом уже описанных нарушений развития. Нарушения процессов обработки зрительной информации могут повлечь за собой снижение способности зрительно распознавать цифры, изменения зрительно-пространственных восприятий могут создавать трудности при организации цифр в столбики, а также проблемы с геометрическими построениями.
Дети, у которых нарушены процессы запоминания и формирования последовательностей, могут испытывать затруднения при заучивании таблицы умножения и освоении основных понятий о числовых последовательностях. Некоторые дети с языковыми нарушениями могут испытывать трудности, связанные с символическим представлением понятий и арифметических операций обиходного характера.
Невнимательность и выраженная импульсивность могут способствовать существенному снижению способности к написанию цифр. У некоторых детей с нарушениями регуляции тонких движений может быть нарушен процесс написания математических уравнений.
Для произведения математических действий большое значение имеет способность формирования концепций высокого уровня. Дети со сниженной способностью к математическим подсчетам с трудом запоминают отношения (например, 1 рубль = 100 копейкам), формулируют и решают какие-либо логические проблемы, связывают слуховые и зрительные символы, формулируют простые отношения (например, для 4 обедающих нужны 4 ложки).
При оценке способностей к математическим вычислениям необходимо учитывать характер проводимых исследований, перцептуальные возможности ребенка и результаты наблюдений за написанием им математических символов.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов