При оценке нарушений письма следует рассматривать и следующие три фактора:
- поскольку несовершенное письмо свидетельствует о несостоятельности ребенка, некоторые дети могут сознательно избегать письменных работ, особенно в тех случаях, если их надо делать быстро;
- маловероятно, что дети, недостаточно приспособленные к письму, могут писать хорошо;
- процесс письма находится под сильным воздействием культурных традиций.
Детей с нарушением развития, проявляющимся в несовершенстве процесса письма, часто относят к группе недостаточно мотивированных, ленивым, ничем не интересующимся или подавленным. Они могут испытывать чувство усиления тревоги или у них могут появиться эмоциональные нарушения, так как требования в школе постоянно повышаются.
Для диагностики часто бывает достаточным отобрать простой образец письма. Умение писать обычно оценивается по трем уровням шкалы: копирование предложений или слов, диктант и сочинение на определенную тему. При этом следует обратить внимание на то, как ребенок держит ручку, на регуляцию тонких движений, организацию задания, характер зрительно-двигательной интеграции, а также учитывать развитие ребенка в раннем детском возрасте и семейные отношения.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов