Процесс письма
В младших классах школы ребенку отводится относительно пассивная роль в распознавании букв и слов, что определяет некоторую возможность возникновения стрессовых ситуаций при выполнении письменных работ. Большинство школьников реагирует на этот переход вполне нормально, но некоторые дети сталкиваются с трудностями при написании сочинений или изложений, являющихся одной из высших форм проявления языка. В основе нарушений процесса письма могут лежать разные функциональные отклонения развития.
Из них наиболее характерными являются следующие:
1. Нарушения регуляции тонких двигательных актов: дефекты глазодвигательной координации, неправильный захват карандаша или ручки, проблемы регуляции движений при написании отдельных букв или слов.
2. Нарушения глазодвигательной интеграции: проблемы зрительного восприятия конфигурации знаков и преобразования их в графическую форму. Дети с такими нарушениями могут правильно воспринимать речь, пересказывать или читать, но при этом испытывают значительные трудности при письме.
3. Нарушение зрительной памяти: отсутствие способности удерживать в памяти зрительные образы букв, слов или графических фигур, что не позволяет воспроизводить их при письме (наблюдается даже у детей, которые могут хорошо переписывать текст). В таких случаях дети сталкиваются со значительными трудностями при письме под диктовку.
4. Дисномия: медленный подбор слов при письме и устной речи.
5. Нарушения составления композиции, а также организации и синтаксического разделения письменной речи: отсутствие способности организовать свои мысли в виде написанных предложений и иногда при устной речи.
6. Нарушения пространственной организации: затруднения при расположении слов и предложений на бумаге.
7. Снижение скорости обработки информации: затруднения при необходимости выполнить письменное задание за определенное время.
Дети, страдающие такими нарушениями, делают письменные работы очень медленно, затрачивают на них большие усилия и по возможности стараются избежать их.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов