Чтение
Отставание или недостаточность в одной или нескольких областях развития во время обучения в начальных, классах может привести к серьезным задержкам развития навыка чтения, что может повлечь за собой последующую заторможенность или негативную установку к обучению вообще. Следовательно, очень важно своевременно выявить затруднения с чтением у ребенка и оказать активную помощь в овладении этим навыком или умением. Задержка обучения чтению может быть результатом влияния познавательных, психологических или социальных факторов.
При оценке умения ребенка читать следует обратить внимание на следующие моменты:
- уровень чтения или степень эквивалентности;
- скорость чтения (беглость);
- словарь (способность почти мгновенно распознавать слова);
- умение анализировать слова (фонетический анализ слов, с которыми ранее ребенок не сталкивался);
- отслеживание (умение отслеживать читаемую строку);
- уровень понимания читаемого текста.
Разные виды нарушений навыка чтения включают в себя постоянное использование пальца для отслеживания места чтения (показатель возможных нарушений зрительного отслеживания текста), чрезмерное доверие к контексту, ошибки в последовательностях (неправильные перестановки букв в словах или слов в предложении), пренебрежение знаками препинания, монотонное чтение, замена слов или их пропуск.
Наблюдая тип ошибок чтения и стилистическую направленность, учитель или другое лицо, проводящее исследование, может выявить определенные ошибки, отражающие специфические отклонения в развитии ребенка. Правильная диагностика позволяет выработать соответствующую стратегию обучения и воспитания.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов