Большинство детей с отклонениями в процессах концептуализации, абстрагирования и др. страдают и другими дисфункциями развития. Эти отклонения могут препятствовать в построении адаптивных стратегий поведения. С другой стороны, некоторые дети с нарушением процессов восприятия или недостаточностью процессов мышления способны компенсировать их и выработать своеобразный стиль обучения и поведения за счет нормального развития таких высших процессов, как рассуждение, генерализация и концентрация.
Оценка
Отдельные разделы теста WISC предназначены для оценки способности к концептуализации в вербальном и невербальном аспектах. Другие оценки этой способности основаны на данных Pi a get, но они не находят широкого применения при обследовании детей, страдающих нарушениями процессов, обучения. Выявить стиль и «силу» высших процессов мышления у детей с такими нарушениями можно с помощью тщательного наблюдения за ними в школе и дома. Результаты исследования интеллекта у детей с дисфункциями развития следует интерпретировать очень осторожно.
Дети с недостаточностью концентрации внимания могут показывать низкие результаты даже при повторном тестировании. Более того, у детей коэффициент умственных способностей может в большей степени отражать недостаточность в единичной, довольно узкой, области процессов мышления.
Почти нет таких тестов, с помощью которых можно было бы оценить способности ребенка формировать стратегию поведения, включающую элементы принятия решений, творчества или воображения.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов