Нарушения артикуляции — чаще всего встречающаяся патология речи у детей и характеризующаяся тремя типами ошибок: подстановкой (замена одного звука другим), пропуском («проглатывание» определенных звуков в слове) и искажением.
Артикуляция может быть нарушена в отношении отдельных звуков или настолько выражена, что речь временами может стать непонятной. Ошибки артикуляции могут быть связаны с анатомическими изменениями в полости рта, в том числе с неправильным положением зубов, патологией формы и структуры твердого неба.
Паралич или слабость мышц языка может также влиять на произношение звуков, иногда плохая артикуляция встречается при ослаблении слуха. Помимо этого, факторами, предрасполагающими к появлению ошибок артикуляции, могут служить условия внешней среды и психологические отклонения.
Экспериментальные данные позволяют предположить, что у большинства детей и взрослых, страдающих ошибками артикуляции, отмечаются отклонения в использовании сенсорной обратной связи от анатомических структур полости рта (соместетические и кинестетические импульсы от щечной поверхности полости рта и верхнего неба).
Недостаточность экспрессивной функции языка порождает многообразные проблемы у детей. К одной из них относится неспособность использовать синтаксис в объеме, соответствующем возрастному развитию. Страдающие этим недостатком дети часто бывают робкими и застенчивыми, при общении они пользуются в основном жестами и отдельными словами или фразами, переходя время от времени на телеграфный стиль, «глотают» слова.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов