Site icon Medkurs.ru

Симптомы нарушения-созревания ЦНС

1. Синкинетические (зеркальные) движения — состояние, при котором; движения на одной стороне тела вызывают такие же движения на другой (например, при сопоставлении большого и указательного пальцев, когда движения повторяются несколько раз, точно такие же движения появляются на другой руке). У детей старшего школьного возраста такие движения могут вызываться и при более сложных двигательных актах. Истинные зеркальные движения в нескольких частях тела нехарактерны для детей в возрасте старше 8 лет, за исключением детей, страдающих отклонениями поведения и обучения.

2. Связанные, непроизвольные или непродуктивные движения можно также интерпретировать как следовые проявления нарушений неврологического созревания у детей старшего возраста. Например, постоянные ритмичные движения ртом, покачивания головой или притопывание ногой, сопровождающие другие движения.

3. Дисдиадохокинез — затруднения при выполнении быстрых, противоположно направленных, движений. Чаще всего этот симптом проверяется путем разнонаправленных сгибаний и разгибаний рук. Некоторые дети с трудом подавляют сокращение проксимальных групп мышц при выполнении этого задания.

4. Пальцевая агнозия — неспособность ощущать и описать положение пальцев при отсутствии зрительного контроля. Проба проводится следующим образом: ребенка просят закрыть глаза и ответить, до скольких его пальцев дотронулся врач. Сниженное чувство положения пальцев может иметь некоторое значение при прогнозировании возможных трудностей при обучении.

5. Выпадение стимулов характерно для маленьких детей. Они неспособны воспринимать первые сенсорные стимулы, если последние подаются почт» одновременно. Например, можно прикоснуться сначала к руке, затем к лицу ребенка и попросить его локализовать эти прикосновения. Если прикосновения производятся почти одновременно, то ребенок сообщит, что коснулись только его лица (этот эффект иногда называют ростральным доминированием). В возрасте после 7 лет он встречается нечасто.

6. Хореиформные движения — непроизвольные вращательные и аритмичные движения, чаще всего появляющиеся при разведении пальцев или высовывании языка. Они могут появиться при закрывании глаз, разведении рук в; стороны, открывании рта и высовывании языка и поддержании такой позы в течение 30 с. Исследования показывают, что имеется связь между этими симптомами и неуспеваемостью в школе или отклонениями в поведении.

7. Двигательная неустойчивость — неспособность стоять с вытянутыми руками, закрытыми глазами и высунутым языком. У детей в таком случае наблюдаются отклонение вытянутых рук вниз, затруднение подавления случайных движений ртом и неспособность стоять с закрытыми глазами. Эти симптомы могут встречаться у детей, страдающих нарушениями концентрации-внимания и испытывающих трудности при обучении.

8. Латеральное доминирование — склонность к преимущественному использованию одной стороны тела. Доминирующая рука устанавливается уже к возрасту 4 — 6 лет, доминирующий глаз — к возрасту 2 лет. Можно также установить доминирующее ухо и ногу, но данных по этому поводу очень мало. Дети с задержкой установки доминирования могут страдать и другими отклонениями. Смешанное доминирование (например, ведущий левый глаз при праворукости) некоторые исследователи связывают с увеличением частоты случаев затруднений при обучении чтению, хотя эти данные вызывают некоторое сомнение.

9. Способность различать правую и левую стороны — чувство латеральное — отличается от способности различать и называть правую и левую стороны.

«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов

Exit mobile version