Избирательное внимание и активность (Дисфункция)
Малоэффективный контроль за активностью не обязательно должен быть связан с неспособностью к обучению, но хроническая невнимательность и плохо контролируемая активность часто сопровождаются у детей школьного возраста неудачами в школе. Не совсем активных детей считают «гиперкинетиками», у некоторых детей высокая активность целенаправлена и эффективна, поэтому в этих случаях не может быть речи о какой-либо дисфункции.
Можно выделить четыре категории нарушения процесса внимания и активности.
Дети с первичными нарушениями процесса внимания (возможно, неврологической или биохимической природы) неспособны выбрать фокус внимания и активности. Они не обладают соответствующим уровнем «бодрствования», реактивности и избирательности внимания.
Вторичная невнимательность обусловлена неполноценностью одного или нескольких аспектов процесса обработки информации, а не эмоциональными нарушениями. Например, дети, страдающие несовершенной памятью на последовательность звуковых стимулов, во время школьных занятий не получают подкрепления, поддерживающего внимание на определенном уровне, так как у них «выпадают» стимулы из последовательности.
Дети с эмоциональными нарушениями могут быть так «загружены» постоянной тревогой, депрессией или специфическими страхами (боязнь неудачи), что они истощают их внимание.
У детей с ситуационной невнимательностью может и не быть функциональных нарушений, она может быть результатом ситуаций, возникающих в классе или дома. Проблемы могут заключаться в неадекватности методов обучения, противоречиях между познавательными способностями ребенка и школьными требованиями, в излишнем давлении дома по поводу успеваемости.
В таких случаях рассеянность поддерживается определенными ситуациями и может быть ограниченной по сравнению с другими нарушениями внимания. И наконец, наблюдаются смешанные нарушения процесса внимания. Достаточно полное обсуждение проявлений, способов оценки и лечения недостаточности концентрации внимания (гиперактивность).
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Интегративная активность и процессы мышления
- Интегративная активность и процессы мышления (Дисфункция)
- Интегративная активность и процессы мышления (Установка и мотивация)
- Нарушения развития у детей школьного возраста
- Нарушение способности подбирать нужные слова
- Определение состояния детей с конституциональными недостатками
- Оценка экспрессивной функции языка
- Зрительно-пространственная ориентация
- Произвольные движения
- Зрительно-пространственная ориентация (Дисфункция)