Несовершенство тонкой моторной регуляции может влиять на качество письма, копирования и черчения. Некоторые дети компенсируют его своеобразным захватом пишущего инструмента, что позднее может привести к ухудшению способности выполнять письменные работы большого объема.
Такие дети не выдерживают длительных акта письма и проведения тестов на письмо в условиях ограничения времени. Эти проблемы могут неожиданно возникнуть в старших классах школы, когда объем письменных работ значительно увеличивается.
У некоторых детей несовершенство тонких двигательных актов в действительности отражает импульсивность действий или попытки сделать задание быстро. Иногда неразборчивое письмо обусловлено не плохой регуляцией тонких движений, а недостаточного избирательного внимания. В других случаях трудности с письмом представляют собой результат плохой зрительной памяти на символы.
У детей при значительном отставании развития регуляции движений может появиться чувство собственной неполноценности, они начинают избегать общения со сверстниками из страха перед тем унижением, которому подвергаются, будучи последними в играх и спорте. Результатом бросающейся в глаза неловкости и неуклюжести является некоторая степень общественного остракизма, которому подвергаются эти дети.
Нарушения двигательного праксиса или памяти могут проявляться в виде нарушений грубых движений либо в несовершенной регуляции тонких движений.
Дети, страдающие апраксией, испытывают затруднения с построением специфических двигательных актов. Они знают, как это нужно сделать, но испытывают трудности при реализации этого акта в виде завершенного движения. Иногда явная неловкость движений обусловлена несовершенством двигательной памяти.
Дети неспособны вспомнить и воспроизвести ранее хорошо освоенные двигательные акты, они вынуждены их повторно заучивать.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов