Оценка рецептивных функций языка
Скринирующее исследование нарушений речи и языка начинают с тщательного сбора анамнеза. Единого теста, пригодного для детей всех возрастов, нет. Такие тесты, как Prescholl Language Scale (Zimmerman, Steiner and Evatt), Screening Test for Preschool Children (Fluharty), применимы при обследовании детей до 5-летнего возраста.
К диагностическим признакам рецептивных и экспрессивных нарушений функции языка у детей школьного возраста относятся:
- сведения о задержке произношения полных предложений;
- сведения о неоднократных воспалительных заболеваниях среднего уха;
- затруднения в понимании простых и сложных предложений;
- уменьшенный объем словаря понимаемых ребенком слов;
- слабая слуховая память;
- затруднения с фокусированием внимания;
- затруднения с освоением школьной программы и фонетическим анализом слов или ошибки при произношении слов;
- выраженное несоответствие между визуально-моторными и языковыми навыками;
- слабая способность подбора слов и бедный словарь;
- сниженная способность к повествованию;
- заикание, запинание или незрелая артикуляция;
- слабые адаптивные навыки и поведение.
Все эти признаки свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшего обследования ребенка. Однако при языковой недостаточности эти признаки у ребенка могут отсутствовать и, наоборот, любой из этих признаков может отражать другие, неязыковые, нарушения. Нарушения экспрессивных функций языка могут сопровождаться нарушениями рецептивных функций.
Дети с нарушениями артикуляции, затруднениями в подборе слов и повествовании могут также страдать аудиоперцептуальной недостаточностью, ослаблением слуховой памяти или другими языковыми нарушениями. Врач должен быть внимателен в отношении возможных нарушений рецептивных функций и не забывать, что психологическое тестирование может надежно выявлять языковые нарушения только в том случае, если учитывается уровень успеваемости в школе.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов
- Интегративная активность и процессы мышления
- Интегративная активность и процессы мышления (Дисфункция)
- Интегративная активность и процессы мышления (Установка и мотивация)
- Нарушения развития у детей школьного возраста
- Оценка экспрессивной функции языка
- Определение состояния детей с конституциональными недостатками
- Произвольные движения
- Зрительно-пространственная ориентация
- Оценка экспрессивной функции языка (Дисфункция)
- Зрительно-пространственная ориентация (Дисфункция)