Ослабление памяти может быть ограниченным дефектом или входить в состав целой гаммы нарушений. Страдающие слабой памятью дети часто плохо успевают и нарушают дисциплину в школе. В частности, дети страдающие нарушением кратковременной памяти, с трудом запоминают распоряжения учителя и содержание урока, их часто считают плохо мотивированными или ленивыми.
Недостаточность зрительной памяти характеризуется плохим восприятием конфигурации слов и медленным приобретением навыка чтения. Могут встретиться и другие нарушения, интерферирующие с памятью, и в некоторых случаях создается впечатление первичной недостаточности процессов воспроизведения.
Например, невнимательные дети теряют информацию не из-за слабой памяти, а потому, что в момент ее предъявления они были чем-то отвлечены. В связи с этим нередко бывает трудно различить нарушения, связанные с вниманием и запоминанием.
Оценка памяти
В большинстве случаев способность запоминать оценивают по немедленному воспроизведению предъявленной информации, или кратковременной памяти. Зрительную и слуховую кратковременную память определяют аналогичным образом.
Долговременную память оценивают по способности ребенка помнить общие сведения и объему его словаря; на такую оценку оказывают влияние воспитание и другие факторы. Многие родители и учителя могут рассказать о случаях недостаточности кратковременной памяти у детей, когда они не способны были запомнить распоряжения учителя в классе или пересказать содержание телефонного разговора.
Некоторые дети, страдающие недостаточностью кратковременной памяти, не способные запомнить простейшие распоряжения, обладают гипертрофированной долговременной памятью: они помнят самые незначительные детали очень отдаленных событий.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов