Нарушения развития у детей школьного возраста
Нормальная функция Процессы мышления и познание включают в себя: рассуждения на абстрактном или символическом уровне; развитие и применение генерализации, классификации или правил, облегчающих поведение или обучение; подвижность процессов мышления при переходе от конкретного к абстрактному или символическому; способность переложить абстрактные и/или конкретные понятия в новую плоскость их применения (творческие способности и воображение); способность выявлять скрытые …
Большинство детей с отклонениями в процессах концептуализации, абстрагирования и др. страдают и другими дисфункциями развития. Эти отклонения могут препятствовать в построении адаптивных стратегий поведения. С другой стороны, некоторые дети с нарушением процессов восприятия или недостаточностью процессов мышления способны компенсировать их и выработать своеобразный стиль обучения и поведения за счет нормального развития таких высших процессов, как …
Умение зависит от мотивации, с другой стороны, выражение: «Он может сделать это, если действительно захочет», может быть очень вредным, так как в некоторых случаях ребенок не получает помощи тогда, когда он в ней действительно нуждается. Безусловно, правильно оценивать поведение и умение ребенка можно, только зная уровень его мотивации. Иногда рассеянный ребенок начинает вдруг проявлять признаки …
В зависимости от определения и критериев оценки число случаев дисфункции развития у детей школьного возраста колеблется от 1 до 30%. Специфически проявляющиеся недостаточность внимания, моторных реакций, нарушение памяти, восприятия языка идентифицируют и объединяют в группы (кластеры). Недостаточность развития выражается в многообразии симптомов, в связи с чем очень сложно отграничить нормальное поведение или образ мышления от …
Нарушение способности подбирать нужные слова часто сочетается с другими дефектами языка, например с недостаточностью слуховой памяти и затруднением в использовании синтактических правил. Нарушения повествовательных способностей также могут проявляться в нескольких формах, например в неспособности рассказать о содержании увиденного или услышанного или резком сокращении пересказа. Дефекты в подборе слов или организации повествования могут остаться невыявленными. Дети, …
Для определения состояния детей с конституциональными недостатками было предложено много названий, например «гиперактивность», «незначительная степень мозговых дисфункций», «неспособность к обучению», «дисфлексия развития», «синдром Герстманна» и др. Выделение стабильных групп (кластеров) таких детей поможет в организации соответствующих мероприятий или более целенаправленных действий исследователей, придумывание же разных классификаций и «синдромов» практически не способствует развитию исследований в этом …
На нарушение этой функции могут указывать анамнестические данные (частые воспалительные заболевания среднего уха, задержка развития правильной речи или устойчивые затруднения с артикуляцией). Оценка экспрессивной функции языка требует определения способности ребенка формировать предложения, подбирать названия предметам и пересказывать события. Для этих целей могут быть использованы задания, при которых от ребенка требуется назвать предметы и явления, изображенные …
Нормальная функция Ребенок с момента рождения начинает усваивать пространственные отношения путем движений рук и ног, зрительной, кинестетической, тактильной и проприоцептивной обратных связей, путем интеграции визуального опыта с соместетическим «входом». Piaget назвал период развития, в течение которого ребенок начинает использовать сенсорные ключи в конструировании представлений об объектах внешнего мира, периодом становления «сенсомоторной интеллигентности». Восприятие представляет собой …
Нормальная функция Грубый и тонкий моторный контроль отражает постоянную деятельность зрительной и соместической обратных связей, участвующих в регуляции положения тела в пространстве, движений, поддержания позы и принятии решения относительно того, продолжать, изменить или закончить двигательный акт. Двигательные функции заключаются также в возбуждении и торможении разных групп мышц, в планировании целенаправленных действий, контроле за совершаемыми движениями …
Детей с задержкой развития визуально-перцептуальной или визуально-моторной функций бывает трудно выявить в грудном или в раннем дошкольном возрасте. Первоначальные проявления задержки развития могут заключаться в трудностях при обучении завязыванию шнурков, проблемах с различением правой и левой стороны, в смущении и гневе при ошибках в узнавании букв, в затруднениях при игре в мяч или катании на …