Целесообразность использования медикаментозных средств для модификации поведения у детей довольно сомнительна. Специфика воздействия на ЦНС большинства широко используемых психотропных средств мало изучена. Их действие на поведение определяется степенью зрелости ЦНС, психическими и психосоциальными факторами, свойствами личности, временем, в которое принят препарат и др. Дозы подразделяют на три основных группы: психомоторные стимуляторы, нейролептики и антидепрессанты.
Нейролептики назначают детям в дозах, пропорциональных назначенным взрослым. Показания к применению, однако, недостаточно точны, особенно маленьким детям. Подросткам эти препараты можно назначать в тех же дозах, что и взрослым молодого возраста.
Однако нейролептики следует оставить в резерве при лечении детей с серьезными нарушениями, характеризующимися выраженным возбуждением, агрессивностью, чувством тревоги. Результаты исследований последних лет свидетельствуют о том, что депрессия детского возраста встречается много чаще, чем это предполагали ранее. За исключением имизина, используемого исключительно при энурезе, в настоящее время накоплен недостаточно большой опыт лечение антидепрессантами маленьких детей. При лечении нейролептиками и антидепрессантами необходимо проводить периодически лабораторные исследования крови (клинический анализ), функции печени (ферменты печени) и мочи (уровень уробилиногена).
Поскольку некоторые родители категорически против применения психотропных средств, врач должен рассеять их тревоги по этому поводу. Эти препараты следует назначать на максимально короткий период. Врач должен избегать применения нескольких препаратов и не должен отменять или заменять препарат при отсутствии немедленного эффекта от него.
Все психотропные средства могут способствовать изменению биохимических показателей у ребенка, потому важно, чтобы врач доходчиво объяснил целесообразность лечения ими. Они не являются магическими, сразу же изменяющими поведение ребенка, это полезные, дополнительные, средства лечения детей.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов