Психосоциальные факторы существенно видоизменяют реакции на жизненные ситуации, одной из которых может быть болезнь. Каждый клинический феномен находит свое отражение на всех структурных уровнях: молекулярном, анатомическом, физиологическом, психическом, личностном, семейном и социальном.
Из этого следует следующее:
1. Врач не должен скрывать причину дискомфорта у больного. Это лучше позиции, в соответствии с которой симптомы определяются органическими либо психологическими факторами.
2. Психосоциальные аспекты следует изучать наряду с психологическими аспектами заболевания.
3. Врач должен представлять собой эталон для родителей и ребенка, проявляя интерес к его ощущениям и чувствам и предоставляя ему возможность высказать свои переживания.
Так, первым вступительным вопросом должен быть: «Как вы себя чувствуете?», а не: «Где у нас болит?». Для маленького ребенка, попадающего в больницу, сразу возникает целый ряд проблем, включающих переживание разлуки с родителями, адаптацию к новому окружению и обслуживающему персоналу, соседство с очень тяжело больными детьми, а иногда и свежую память о палате интенсивной терапии или хирургической операции.
Наиболее сильный страх у грудных и маленьких детей порождается разлукой с родителями, они часто испытывают чувства утраты любви и своей заброшенности. Bowlby описал следующую последовательность реакций у госпитализированных маленьких детей: гневный протест с паникоподобным беспокойством; депрессия и отчаяние; апатия и отстраненность.
Дети постарше могут больше беспокоиться по поводу болезненности медицинских процедур. Данные наблюдений свидетельствуют о том, что повторная госпитализация вызывает значительно больше волнений именно у детей старшего возраста. Все эти реакции можно в значительной мере уменьшить с помощью профилактических мероприятий, помогающих облегчить процесс адаптации к больничной обстановке и смягчить психологические и поведенческие последствия госпитализации.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов