Клинически важно различать два мотива. Из других факторов, на которые необходимо обратить внимание, следует отметить уровень развития и обстановку, в которой живет ребенок, модели агрессивного поведения, возможность эмоциональных нарушений, семейные, общественные формы поведения ребенка.
У ребенка в возрасте 2 — 5 лет могут возникать агрессивные вспышки: начинаются с приступа гнева и заканчиваются истерическим визгом и порчей игрушек и мебели. В этих случаях вспышка ярости чаще всего возникает в результате явной фрустрации.
Обычно такие вспышки у детей в возрасте 2 — 3 лет направлены против родителей в ответ на их требования послушания или как результат фрустрации при невыполнении желаний ребенка. Ребенок в возрасте 4 — 5 лет направляет эти действия чаще против братьев и сестер или сверстников, поскольку в этом возрасте расширяются общественные отношения.
Вербальная агрессия усиливается у детей в возрасте 2 — 4 лет и в возрасте после 3 лет реванш и возмездие становятся наиболее важными детерминантами агрессии. Агрессивное поведение у мальчиков сохраняется приблизительно на одном уровне, начиная с предшкольного возраста и на протяжении подросткового периода.
Мальчики с высоким уровнем агрессивного поведения в возрасте 3 — 6 лет с большой вероятностью сохраняют это поведение и в подростковом возрасте. С другой стороны, у девочек агрессивное поведение по отношению к своим сверстникам отмечается до возраста 6 лет.
Соперничество взрослых не имеет прямой связи с их агрессивностью в детстве. Общепринято рассматривать фрустрацию как реакцию личности на обстоятельства, препятствующие достижению желаемой цели, важной для самоутверждения, или как реакцию на внутренний конфликт, вызванный несовместимыми желаниями.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов