Агрессивное поведение представляет собой проблему как у нормально развивающегося ребенка, так и при психосоциальных нарушениях поведения. В настоящее время не существует удовлетворительной общей теории, способной объяснить природу и причины возникновения агрессивных форм поведения у человека, хотя в разных областях исследования частично затрагиваются эти вопросы.
Некоторые авторы на основании изучения агрессивного поведения рыб, птиц, низших млекопитающих и человекообразных обезьян утверждают, что агрессия представляет собой первичное, природное или инстинктивное, свойство живых организмов.
Хорошо известны факты, что определенная конфигурация стимулов вызывает усиление агрессивных реакций у животных, особенно если они связаны с территорией обитания, случкой, пищей, защитой потомства и соблюдением иерархии. Внутри каждого вида всегда имеются индивидуальные конституциональные различия. После введения самкам многих видов животных половых гормонов самцов отмечают усиление агрессивности у самок.
Мальчики всегда более агрессивны, чем девочки, что, возможно, обусловлено большей мышечной массой. Более крупные мальчики часто бывают и более агрессивными. На агрессивность влияют и другие особенности темперамента. Иногда активные и навязчивые дети воспринимаются как агрессивные. Следует различать агрессивное поведение, приводящее к каким-либо повреждениям, и инициативное, направленное на воздействие на внешнюю среду ради овладения знаниями, обучения и др.
Многих гиперактивных, неуклюжих детей называют агрессивными, так как результатом их целенаправленных действий оказываются несчастные случаи. Целенаправленная агрессия может быть исходно инструментальной и враждебной и частично мотивируется желанием причинить физическую или психологическую боль.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов