При планировании медицинской помощи после угрозы или совершения попытки к самоубийству врач должен учитывать следующее:
1. Уровень психологической реабилитации ребенка, не обусловлен ли его поступок влиянием лекарственных средств, многие из которых способствуют развитию острых мозговых нарушений или делириозных состояний.
2. Степень выраженности депрессии, что трудно определить сразу и в связи с чем могут потребоваться консультации психиатра. Иногда родственники могут помочь определить, стало поведение ребенка обычным или нет.
3. Оценка пациентом своего поступка и сохранность у него желания умереть, что может служить показанием к госпитализации в психиатрическую клинику или консультации психиатра прежде, чем будет решен вопрос относительно возвращения пациента в семью.
4. Действие предрасполагающих событий или других условий, спровоцировавших суицидальное поведение. Врач должен при этом оценить домашнюю обстановку и ближайшее окружение пациента.
5. Влияние, которое могут оказать на пациента родные, друзья, учителя. При этом важно установить, могут ли родители и другие имеющие значение для пациента взрослые подавить в себе чувство гнева или вины, так как ребенок при возвращении в семью нуждается в усиленной поддержке; способны ли родители и ребенок выявить моменты, которые необходимо изменить, чтобы улучшить обстановку в семье, школе и ближайшем окружении.
6. Признаки, свидетельствующие о том, что ребенок «заглядывает в будущее» с помощью бесед о друзьях, спорте или семейных прогулках.
7. Чувства гнева и разочарования, стыда, вины, депрессии, горя и других сильных чувств, выраженность их.
Важно выяснить при этом, уменьшается ли у ребенка чувство беспомощности или безнадежности, способен ли он управлять событиями и своей жизнью. Насколько это возможно, сразу же после угрозы или попытки к самоубийству ребенка необходимо проконсультировать у психиатра.
Все дети, совершившие попытку к самоубийству, должны быть взяты на диспансерный учет. Успех консультации зависит в первую очередь от настроя и готовности родственников помочь ребенку, так как он нередко в это время еще не в состоянии полностью отвечать за свои поступки.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов