Было обнаружено, что покончившие с собой дети отмечались более высоким коэффициентом умственных способностей, среди них было больше мальчиков, они были физически более развиты и выше ростом по сравнению со средними значениями этих показателей для данной возрастной группы.
У этих детей было отмечено два стереотипа личности:
- одинокий, замкнутый мальчик, отстраненный и страдающий депрессией;
- «нечестивый», агрессивный ребенок с бурными вспышками гнева, отличающийся повышенной чувствительностью и часто имеющий неприятности в школе.
Ни один из этих стереотипов нельзя считать специфическим. Возможно, важное значение при этом имеет близкое знакомство ребенка с проблемой, идеями или опытом самоубийства. В некоторых случаях «моделью» могут служить мысли, разговоры или попытки к самоубийству родителей, иногда проявляющих клинические признаки депрессии. Некоторые дети слышали угрозы родителей покончить с собой или обсуждали эту проблему с ровесниками, видели самоубийство на экране или читали о нем в книгах
Эти «модели» и близкое знакомство с проблемой, по-видимому, считаются детьми возможным способом решения конфликтов, выходом из непереносимой ситуации, уходом от оскорбленного самолюбия или потери самоуважения, проявлением жгучей ненависти.
Это особенно характерно для детей раннего и среднего подросткового возраста. Повторные попытки к суициду зависят в первую очередь от неспособности подростка изменить свою жизненную ситуацию (депрессия, алкоголизм родителей, хронические болезни, нежелательная беременность, угрызения совести при гомосексуализме, психические заболевания) либо отреагировать должным образом на изменения окружающего мира.
Госпитализация в этих случаях малоэффективна. Наиболее важным фактором риска рецидива попытки являются выраженная депрессия, нарушение процессов мышления, неудовлетворительный семейный климат.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов