Эффективность психофармакологических средств, используемых для лечения взрослых, при лечении детей с депрессией сомнительна. Трициклические антидепрессанты, применение которых для лечения детей в возрасте младше 12 лет официально не разрешается, могут вызвать у подростков выраженное или значительное улучшение состояния. Следует отметить, что препараты, перечисленные в таблице, могут вызывать серьезные побочные эффекты.
В любом случае применение психофармакологических средств для лечения детей с нарушениями психики должно быть только частью широкой программы, в состав которой следует включать психологические консультации семьи, обратив серьезное внимание на недостатки воспитания, социальные отношения и отдых.
При резко выраженной депрессии, неблагоприятном окружении, большом числе стрессовых ситуаций для лечения ребенка может понадобиться госпитализация. Концепция маскированных депрессий довольно спорна. В рамках ее рассматривают детей, пытающихся разными поведенческими актами скрыть депрессивный аффект.
К ним относят агрессивных и гиперактивных детей, неуспевающих в школе, предъявляющих жалобы психосоматического и ипохондрического характера. Лежащая в основе этих форм поведения депрессия может быть выявлена с помощью проективных тестов, таких, как ТАТ, Роршах, или с помощью диагностических игр и интерпретации нарисованных фигур.
Иногда дети «раскрываются» и у них выявляются симптомы депрессии в условиях, в которых обычное маскирование или камуфлирующее поведение невозможно, особенно если они чувствуют себя в состоянии комфорта при общении со взрослыми.
Некоторые исследователи не удовлетворены концепцией маскированных депрессий, позволяющей ставить диагноз депрессии без существенных клинических признаков и критериев. При повторном обследовании 14 детей с первоначальным диагнозом маскированной депрессии Cytryn и McKnew выявили с помощью критериев DSM-III возвратные депрессивные реакции у двоих, типичные депрессивные нарушения у двоих, выраженную застенчивость у одного, детские интравертивные нарушения у двоих и антиобщественное поведение у 7.
Дисфорические и депрессивные аффекты могут сопровождать такие обстоятельства, как неудачи в школе, гиперактивность или психосоматические нарушения, но при этом совсем не обязательно, чтобы в их основе лежала первичная депрессия. Диагноз депрессии зависит в первую очередь от клинических симптомов депрессии и уровня развития и семейного анамнеза.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов