Стремление к радостным событиям у него резко снижено или отсутствует. Он может выражать свои чувства безнадежности или беспомощности в словах, соответствующих возрасту и уровню развития речи.
Нередко ребенок сообщает о том, что он неинтересен, нелюбим и жалуется, что другие члены семьи более любимы и в отличие от него хорошо проводят время. Тревогу разлуки часто отмечают у детей с депрессивными нарушениями, она может обусловить отказ от посещения школы (школьная фобия). Нарушения сна при острой депрессии встречаются гораздо чаще, чем об этом сообщается.
Если родители не обращают внимание на нежелание ребенка ложиться спать или на периоды бодрствования во время ночного сна, то эти нарушения могут пройти незамеченными. У многих детей бывает трудно выявить нарушение аппетита в связи с тем, что предпочтение разных видов пищи у них колеблется, что наблюдается и в норме.
Заметное снижение аппетита, запоры, раннее пробуждение, явные признаки депрессии, ощущение вины и безнадежности, характеризующие депрессивные состояния у взрослых (эндогенная или психотическая депрессия), с трудом можно выявить у детей. Иногда депрессия может быть семейной. Острые депрессивные реакции могут длиться всего несколько дней или недель и затем самостоятельно исчезать.
Если родители, врачи или учителя осознают, что с ребенком что-то происходит, их заботливое участие, понимание чувств ребенка, разговор с ним относительно изменения самочувствия и эмоциональная поддержка его словесная или физическая могут помочь ребенку восстановить чувство собственного достоинства.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов