Специфические диагностические критерии для детских депрессий пока еще очень противоречивы и нуждаются в дальнейшей доработке. Недавно критерии депрессий у взрослых были изложены в «Диагностическом и статистическом руководстве», выпущенном Американской психиатрической ассоциацией (DSM-III). Эти критерии можно применить при обследовании детей и сравнить их с другими диагностическими методами и подходами.
Центральными проблемами являются две клинические характеристики: общие дисфория и потеря или снижение уровня получения удовольствия от ситуаций, раньше доставлявших удовольствие ребенку. Характерным для ребенка, находящегося в состоянии депрессии, является печальное или подавленное выражение лица, легко вызываемые слезы, раздражительность, отказ от обычной активности и интересов, от дружбы, спортивных занятий, игр, семейных прогулок и др.
Дети в этих случаях много времени проводят в одиночестве, например смотрят телевизор. У них может снизиться успеваемость в школе. В зависимости от характерных черт личности ребенок может стать более «прилипчивым» и «привязанным», отстраненным, замкнутым и изолированным или более грубым, агрессивным.
Часто может вступать в конфликты с товарищами и семьей, вызывать к себе негативное отношение, гнев и критику со стороны окружающих. Дети, страдающие депрессией, могут иногда проявлять некоторую психомоторную заторможенность, неуклюжесть позы и снижение активности, признаки, характерные для взрослых.
Если ребенка спрашивают, как он себя чувствует, он часто отвечает, что ему скучно или ничего ему не нравится, что его больше ничего не радует, но не описывает свое состояние как угнетенное.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов