Выбор объекта страха неосознан и обычно связан с причиной тревоги. Фобические неврозы могут проходить самостоятельно, если не подкрепляются новыми источниками тревоги. Родители детей, страдающих фобиями, должны сохранять спокойствие в присутствии детей.
Если же они начинают тревожиться и паниковать, то дети могут сделать вывод, что этого действительно следует бояться. Спокойное поведение родителей представляет собой лучший пример или модель поведения для ребенка в борьбе с обычными и неизбежными тревогами. Наиболее мощным терапевтическим средством, которым может пользоваться врач в этих условиях,— это способность родителей слушать, понимать и, конечно же, их собственное спокойствие.
У детей, страдающих неврозом навязчивых состояний, страхи и психологические конфликты могут развиться в систему явно бессмысленных ритуалов. Навязчивые ритуалы не всегда следует рассматривать как патологию. Если они становятся слишком выраженными и стойкими, требуется помощь психиатра.
Неврозы навязчивых состояний обычно труднее поддаются лечению по сравнению с фобиями и некоторые авторы предполагают, что в их формировании участвуют генетически обусловленные факторы. Больные дети стремятся быть серьезными, «взрослыми», суровыми и разборчивыми.
С другой стороны, проявлением навязчивых состояний могут быть проявления самодисциплины, помогающие детям в этих случаях стать организованными, достижению успеха в разных областях деятельности и утверждению их самоуважения. Обычно это хорошие ученики.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов