В соответствии с некоторыми теориями психоневрозы обусловлены конфликтом между желанием выразить сексуальные и агрессивные побуждения и запрещающим влиянием сознания. Этот интериоризированный конфликт проходит «мимо сознания», но симптомы нарастающей тревоги становятся явными. Тревога может проявляться раздражительностью, капризами или беспокойством у детей более старшего возраста. Она может проявляться фобиями (боязнь темноты или темных помещений).
Иногда тревога выражается соматической симптоматикой или конвертированными реакциями: параличом конечностей или отсутствием ясного видения. Невротические конфликты могут проявляться в навязчивых ритуалах. У детей специфические неврозы обычно не развиваются, скорее они проявляются множественными неврозами или невротическими чертами.
Последние могут быть тесно связаны с лежащими в их основе нарушениями личности. Прогноз для большинства детских неврозов относительно благоприятный. Очень тревожным называют ребенка с отклонениями, превышающими разумные пределы. Такие дети могут быть исключительно робкими, застенчивыми, неуверенными в себе, могут часто плакать, страдать бессонницей, тиками и др.
Одна из форм такого поведения проявляется в виде так называемой школьной фобии. Эти дети скорее страдают от разлуки с родителями, чем истинной фобией. Помимо выраженной тревоги по утрам, они могут испытывать особо сильную тревогу ночью, когда резко сниженный сенсорный фон делает их более «доступными» для страшных фантазий.
Тревоги у детей, страдающих фобиями, сфокусированы и имеют проекции в умственных стереотипах. Вместо того, чтобы испытывать тревогу вообще, они начинают тревожиться только в определенных условиях: в присутствии собаки, в темноте, на высоте, вне дома, при виде человека с бородой и др.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов