Прогноз и лечение
Судя по сообщениям, у детей с заболеваниями или поражениями ЦНС проявления гиперактивности в подростковом возрасте уменьшаются, но недостаточность внимания, неуспеваемость в школе и другие поведенческие или эмоциональные отклонения сохраняются.
У подростков может появиться антисоциальное поведение, выраженное в разной степени, частично как следствие первичной патологии, частично дефектов школьного и общественного воспитания. У них может развиться характер, отличающийся эмоциональной лабильностью, раздражительностью и склонностью к потере контроля при гневе.
У некоторых детей с подобными реакциями препараты, стимулирующие ЦНС, способствуют повышению успеваемости в школе, сглаживанию эмоциональной реактивности и облегчению взаимоотношений с ровесниками и взрослыми. Однако лечение этими препаратами в течение длительного времени может обусловить усиление задержки умственного развития.
После приема транквилизаторов у них могут уменьшиться тревога и чувство напряженности, повыситься поведенческий и эмоциональный контроль, но эти препараты способны вызывать сомнолентность, что мешает процессу обучения. Психотерапия при гиперактивности не сопровождается выраженным эффектом.
Однако клинический опыт свидетельствует о том, что пользу может принести правильно понимаемая психосоциальная помощь. Успеха часто можно достичь, если помочь детям разобраться в характере их неэффективных действий. Этот метод совмещает инструктаж и воспитание, при этом используется удобный случай побеседовать с ними о депрессии, замкнутости и гневе, чувствах, которые необходимо различать, контролировать и которые так сильно влияют на самооценку.
К лечению должны привлекаться родители и другие члены семьи Родители сами могут иметь определенные проблемы и нуждаться в совете, консультации и эмоциональной поддержке при исправлении поведенческих и эмоциональных отклонений у детей. При этом всегда должны соблюдаться справедливость и строгая дисциплина.
Метод исправления поведения эффективен только в том случае, если определена цель. Применять его надо дома и в школе. В этом случае он преследует цели исправления психосоциальных отклонений поведения и трудностей в обучении.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов