Обследование детей с повреждениями головного мозга показало, что почти у 1/3 из них появились изменения психики, выражающиеся главным образом во вспышках трудно контролируемого гнева и сопровождающиеся гиперактивностью.
Поражения головного мозга, нарушения психики и поведения с большой степенью вероятности могут быть обусловлены пренатальными факторами. Осложнения в родах и у новорожденных, в том числе гипоксия плода и новорожденного, рассматриваются как причины гиперактивности, импульсивности, осложнений социализации, слабого контроля за эмоциями, особенно гневом.
С другой стороны, Graham обследовал 350 детей с официально зарегистрированной неонатальной асфиксией и не нашел повышения частоты поведенческих и эмоциональных отклонений у детей в возрасте 3 лет по сравнению с детьми контрольной группы той же социальной прослойки и находящимися в сравнимых семейных условиях.
Дети, перенесшие в возрасте до 3 лет энцефалит или менингит, по-видимому, проявляют более продолжительную персонализацию и поведенческие эффекты, чем перенесшие эти заболевания в более старшем возрасте. Этот вывод кажется противоречащим заключению о том, что головной мозг в раннем детском возрасте обладает большим восстановительным потенциалом, обеспечивающим полное восстановление функций без каких-либо остаточных явлений.
Дети с нелеченой фенилкетонурией часто апатичны, замкнуты и проявляют черты аутизма, страдающие галактосемией, кроме замкнутости, часто проявляют враждебность. Эти данные недостаточно проверены. Некоторые различия в поведении детей можно объяснить различиями в темпераменте, отношениях в семье или другими внешними факторами.
Наиболее важным фактором в воспитании детей, страдающих хроническими или врожденными органическими заболеваниями мозга, является способность их родителей терпеливо преодолевать трудности. У детей, страдающих гидроцефалией и двигательными нарушениями, встречаются изменения в психическом статусе в 7 раз чаще по сравнению со средней частотой всех психических заболеваний.
Кроме того, низкий показатель IQ, нарушения речи, билатеральная двигательная недостаточность способствуют значительному увеличению числа случаев нарушения психики, но в этом случае специфичность в типе отклонений отсутствует.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов