Предворительная подготовка ребенка родителями
Родители должны заранее подготовить ребенка к событиям, которые могут его травмировать (хирургическая операция, расставание с родителями или их развод). Ему следует позволить выразить свои чувства: испуг, страх или гнев. Это лучше, чем советовать быть «хорошей девочкой» или «храбрым мальчиком».
Грудные и начинающие ходить дети реагируют на стрессовую ситуацию снижением физиологических функций, например снижением аппетита и ухудшением сна, сопровождаемым вспышками раздражительности, замкнутостью или реакцией избегания.
У детей школьного возраста изменяются межличностные отношения с ровесниками и членами семьи, снижается успеваемость. У них могут возникнуть психологические синдромы, такие, как фобии или психосоматические нарушения, регрессия поведения к его ранним формам.
Родителей часто беспокоит вопрос, «нормальны» ли некоторые формы поведения их детей или требуют вмешательства. Разные «симптоматические» действия детей могут быть компонентами совершенно нормального развития.
Например, раздражительность может отражать нормальный негативизм у ребенка, начинающего ходить, с другой стороны, такие вспышки раздражения по незначительным поводам у ребенка в возрасте 6 лет могут свидетельствовать о психосоциальных нарушениях.
Таким образом, рассматривать ли отдельные формы поведения ребенка как варианты развития или как проявления более серьезных нарушений, зависит от его возраста, частоты и интенсивности проявления симптоматики и особенно от степени снижения функций. В свою очередь решение родителей обратиться за помощью определяется характеристиками поведения их ребенка, родителей, учителей и других лиц, а также результатами обсуждения этих проблем с врачом.
«Развитие, питание, уход за ребенком», проф. И.М. Воронцов